- майя
Рельеф на крышке саркофага из «Храма надписей» в Паленке. Известняк.
VII VIII вв.
Культура майя.
Национальный музей антропологии.
Мехико.ма́йя (maya), индейский народ, живущий в Мексике, на полуострове Юкатан (около 600 тыс. человек, 1978), и в Белизе (19 тыс. человек). Язык М. относится к семье майя-киче. Часть М. знает испанский язык. По религии М. формально католики, но фактически у них сохраняются пережитки дохристианских верований. Основное занятие современных М. — земледелие.
М. — создатели одной из высоких цивилизаций доколумбовой Америки, существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы с первых веков нашей эры. Основу хозяйства древних М. составляло подсечно-огневое земледелие в тропических лесах. На выжженных участках сеяли кукурузу, бобы, томаты, тыкву, зелёный перец, хлопчатник, какао, зёрна которого служили единицей обмена. Важную роль играли пчеловодство, охота на оленей, пекари, диких индюков и рыбная ловля на побережье. Селения М. располагались около водоёмов, а участки, которые постоянно приходилось менять из-за истощения почвы, часто находились в нескольких днях пути. Господствующий слой в обществе М. составляли военная знать и жрецы. Сохранялись пережитки родовых отношений, существовало рабство. Города М. (их известно свыше 100, см. Майя государства) с монументальными каменными сооружениями были административными, торговыми и культурными центрами. Между городами были проведены ровные дороги, удобные для передвижения купеческих караванов, носильщиков и военных отрядов. На побережье велась регулярная морская торговля. В религии преобладал культ земледельческих богов ветра и дождя. Для точного определения сроков посева и других работ М. разработали сложный календарь (см. Майя календарь). Они создали свою письменность (см. Майя письмо), обладали научными знаниями в области математики, медицины, астрономии. Большинство древних городов-государств М. погибло в IX—X вв. в результате тольтекского завоевания (см. Тольтеки) и междоусобных войн; лишь на Юкатане часть их сохранилась до XVI в. и оказала упорное сопротивление испанцам. После испанского завоевания (1541) юкатанские М., фактически превратившиеся в крепостных испанских и частично местных помещиков, неоднократно поднимали восстания. В 1847—54 восставшим индейцам удалось занять почти весь Юкатан (см. «Война рас»). В дальнейшем мексиканские войска оттеснили восставших в юго-восточную часть Юкатана (современная территория Кинтана-Роо). Только в 1935 вождь независимых индейцев Майо подписал мирный договор с мексиканским правительством. На территории Кинтана-Роо М. продолжали заниматься подсечно-огневым земледелием и сохраняли старые обычаи. Остальные М. стали главным образом сельскохозяйственными рабочими на плантациях.
Ю. В. Кнорозов.
Искусство М. — одно из древнейших в Латинской Америке. О его высоком развитии свидетельствуют, в частности, памятники архитектуры, скульптуры, живописи. К периоду 1500—800 до н. э. относятся небольшие терракотовые статуэтки, связанные с культом плодородия. Начавшийся в середине 1-го тысячелетия до н. э. процесс классового расслоения привёл к созданию монументального искусства — архитектуры, скульптуры и живописи, достигшего расцвета в 1-м тысячелетии н. э. Древние сооружения майя воздвигались на различных по форме и высоте стилобатах. Четырёхгранные ступенчатые пирамиды с крутыми лестницами (высота до 70 м) служили основанием для храмов — небольших, прямоугольных в плане зданий. Другой тип сооружений — жилища правителей, жрецов и знати: узкие длинные здания с двумя продольными помещениями, окружающие площадь или большой двор. Третий тип — «стадионы» для ритуальной игры в мяч: 2 параллельных стилобата (иногда с храмами наверху) по сторонам игровой площадки. Строительным материалом служили камень или смесь земли и щебня, сцементированная известью; для облицовки использовались тёсаный камень и алебастр. Поздние постройки М. на полуострове Юкатан отличаются частым применением колонн (обычно в виде оперённых змей) и резных облицовочных каменных пластин; фасады пышно украшены геометрическим орнаментом и масками божеств. Древняя скульптура из дерева почти не сохранилась. Но ряд приёмов обработки дерева перешёл в каменную культовую скульптуру — рельефы на стенах и притолоках входов, стелы в виде четырёхгранного столба с рельефными изображениями правителя города-государства. Первоначально условные статичные изображения со временем становились более жизненными, свободными и выразительными. В VIII—IX вв. н. э. скульптурные школы Паленке, Копана, Киригуа, Яшчилана, Пьедрас-Неграс достигли особой тонкости моделировки, гармоничности композиции, естественной передачи поз и движений. Ещё большим мастерством отличалась мелкая пластика, главным образом терракотовые статуэтки людей и божеств (остров Хайна в штате Кампече, Мексика). Сохранились интересные образцы живописи М., особенно в трёхкамерном храме в Бонампаке (в штате Чьяпас, Мексика) и в Муль-Чике. Изображения битв и торжества победы поражают мастерской композицией рисунка, богатством цвета. Не менее выразительны росписи ваз и рисунки в рукописях. Из памятников художественного ремесла сохранились в основном керамика и поздние изделия из золота.
Литература:
Народы Америки, т. 2, М., 1959;
Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М.—Л., 1963;
Кинжалов Р. В., Искусство древних майя, Л., 1968;
его же, Культура древних майя, Л., 1971;
Ланда Д. де, Сообщение о делах в Юкатане. 1566 г., пер. со староисп., М.—Л., 1955;
Гуляев В. И., Города-государства майя, М., 1979;
Coe M. D., The Maya, N. Y—Wash., [1966].А. М. Кантор.
Мозаичная маска из «Храма надписей» в Паленке.
Нефрит.
VIIVIII вв.
Культура майя.
Национальный музей антропологии.
Мехико.
Фрагмент стенной росписи в «Храме росписей» в Бонампаке.
VIII в.
Культура майя.
Керамическая статуэтка из штата Кампече (Мексика).
Культура майя.
Собрание Р. В. Блисса.
Дамбартон-Окс (США).
Современные индейцы майя (штат Юкатан, Мексика).
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.